(ص256) وسئل أيضاً : عبد الله بن الشيخ، محمد، عن حديث جبريل، وسؤاله النبي صلى الله عليه وسلم عن الإسلام، والإيمان، والإحسان
فأجاب : فسر النبي صلى الله عليه وسلم الإسلام : بالأعمال الظاهرة ؛ وهي : أن تشهد أن لا إلَه إلا ّ الله، وأن محمداً عبده ورسوله، وتقيم الصلاة، وتؤتي الزكاة، وتصوم رمضان، وتحج البيت إن استطعت إليه سبيلاً
وفسر الإيمان : بالأعمال الباطنة، وهي أعمال القلب، فقال : أن تؤمن بالله، وملائكته، وكتبه، ورسله، واليوم الأخر ، وتؤمن بالقدر، خيره وشره ؛ فهذه : ستة أصول الإيمان ؛ نسأل الله أن يرزقنا فهمها، والعمل بمقتضاها
وفسر الإحسان، بقوله : " أن تعبد الله كأنك تراه، فإن لم تكن تراه فإنه يراك " ففسره بأن تعبد الله، كأنك تشاهده، فإن لم تكن تشاهده، فهو يراك، لا يخفي عليه منك شيء حتى ما توسوس به نفسك ؛ والإحسان : أعلى المراتب العالية، وبعده في المرتبة والفضيلة : الإيمان بالله، وبعده في المرتبة والفضيلة : الإسلام، وكل واحد منهما يتضمن الأخر ، مع الإطلاق، وإذا قرن بينهما في آية، أو حديث، فسره أهل العلم بما ذكرنا
Был задан вопрос Абдуллаху бин шейх, Мухаммаду (Абдуллах - сын шейх Мухаммад ибн Абдуль-Уаххаба), о хадисе Джибриль, мир ему, как он спросил пророка, мир ему и благословение Аллаха, об Исламе, Имане, Ихсане.
На что он ответил: разъяснил пророк, мир ему и благословение Аллаха:
Ислам: это деяния видные наружу, а это: свидетельствовать, что нет божества, достойного для поклонения, кроме Аллаха и что Мухаммад раб Его и посланник Его, совершать намаз, выдавать зекят, соблюдать пост в рамадан, совершить паломничество к Дому, если найдешь туда дорогу.
Потом разъяснил об Имане: это деяния скрытные(внутренние), а это деяния сердца. И сказал: чтобы уверовать в Аллаха, и Его ангелов, в Его книги, и Его посланники и последний день и верить в предопределение с его добром и злом.
А они есть шесть основ имана. Просим Аллаха, чтобы Он одарил нас пониманием их. И практиковать в соответствии с этим пониманием.
Потом разъяснил Ихсан следующими словами:
«Поклоняться Аллаху так, как будто ты Его видишь. А если не видишь, поистине Он тебя видит.»
Он разъяснил, что надо поклоняться Аллаху, будто бы ты видишь Его. А если ты Его не видишь, так Он тебя видит. И ничего не скроется от Него из того, что в тебе, даже то, что наущает тебе твой нафс. Ихсан (чистосердие) же самая высокая степень, а после по степени и благодетели это Иман (вера) в Аллаха, а после по степени и благодетели это Ислам (покорность). И это единое целое (веры), каждое из них включает в себя другое. И это носит абсолютный характер. Что касается того, что пришло о связи между ними в Кур'ане и Сунне, то учеными рассматривается это так как мы указали.
(Ад-дурару ас-сания)