Имам Лалякаи передал в книге "Убеждения ахлюс-Сунны":
أخبرنا
أحمد بن محمد قال أخبرنا عمر بن أحمد قال ثنا أحمد بن خلف قال ذكر أحمد بن
علي الابار إن عبد الله بن طاهر قال لاسحاق بن راهوية ما هذه الأحاديث التي
يحدث بها أن الله عز و جل ينزل إلى سماء الدنيا والله يصعد وينزل قال فقال
له اسحاق تقول إن الله يقدر على أن ينزل ويصعد ولا يتحرك قال نعم قال فلم
تنكر
Нам сообщил Ахмад ибн Мухаммад, сказав: нам сообщил Умар ибн
Ахмад, сказав: нам рассказал Ахмад ибн Халяф, сказав: Ахмад ибн Али
аль-Абар упомянул:
Абдуллах ибн Тахир спросил Исхака ибн
Рахавайха: "Что это за хадисы, где говорится, что Аллах, Могуч Он и
Велик, нисходит к ближнему небу. (Разве) Аллах поднимается и
опускается?". Исхак ответил ему: "Считаешь ли ты, что Аллах может
ниспускаться и подниматься, не двигаясь при этом?". Тот ответил: "Да".
Исхак сказал: "В чем же тогда проблема, что ты не признаешь (это)?
(«Убеждения ахлюс-Сунны», Лалякаи).
Ибн Аббас один из лучших толкователей Корана, сподвижник Посланника
Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о познании
Аллаха:
إِنَّ مَنْ يُنَصِّبْ دِينَهُ لِلْقِيَاسِ لَا يَزَالُ
الدَّهْرُ فِي الْتِبِاسٍ مَائِلًا عَنِ الْمِنْهَاجِ ظَاعِنًا فِي
الِاعْوِجَاجِ أَعْرِفُهُ بِمَا عَرَّفَ بِهِ نَفْسَهُ مِنْ غَيْرِ
رُؤْيَةٍ أَصِفُهُ بِمَا وَصَفَ بِهِ نَفسه
Поистине тот, кто устанавливает себе религию на аналогии (Аллаха с
творениями), постоянно не перестанет быть в запутанности, отклоненности
от верного пути, ушедшим в кривизну.
Я знаю Аллаха посредством того,
что Он дал знать о Себе, не видя (Его). Я опишу Аллаха так, как
Он (поведал в) описании Самого Себя. (Аль-Харави в "Заммуль калям уа
ахлихи", (4/ 261); Аль-Асбахани в "Китабус-Сунна"; Ибн Таймия в "аль-Фатауа аль-кубра", (6/ 410); и другие).
Сказал имам Абу Ханифа:
ينزل بلا كيف
«Он нисходит, без вопроса «как?»» («Аль Асмау уа Ас Сыфат» Бейхакы, 2/380).
Мухаммад
ибн Салям сказал: «Однажды я спросил ‘Абдуллаха ибн аль-Мубарака о
нисхождении Аллаха ночью в середине месяца Ша’бан[1]. На что он ответил
мне: «О слабак! Он нисходит каждую ночь![2]» Тогда какой-то мужчина
спросил его: «О Абу ‘Абд ар-Рахман, как он нисходит? Разве какое-либо
место сокрыто от Него?» Ибн аль-Мубарак ответил: «Он нисходит так, как
пожелает». А в другой версии этого сообщения ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак
ответил этому человеку так: «Если до тебя дошел хадис от посланника
Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то ты просто покорись ему».
[1]
Речь идет о хадисе: Со слов Абу Мусы аль-Аш’ари (да будет доволен им
Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)
сказал: «Поистине, Аллах спускается в середину ночи месяца Ша’бана и
прощает грехи всем Своим творениям, кроме многобожника и мушахина». Ибн
Маджах 1390, аль-Баззар 2/408, Ибн Хиббан 5636, аль-Байхакъи 7/419,
ат-Табарани 20/108, Ибн Аби ‘Асым 509. Достоверность этого хадиса
подтвердили имам аль-Баззар и хафиз Ибн Раджаб.
Ученые разошлось
относительно слова «мушахин», упоминаемого в этих хадисах. Некоторые
сказали, что речь идет о приверженце нововведений, и это говорил имам
аль-Ауза’и. Другие же сказали, что речь идет о мусульманах, которые
враждуют между собой, о чем сказал имам ат-Тыби. См. “Хашия ас-Синди
‘аля Ибн Маджах” 2/161.
[2] قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه
وسلم يَنْزِلُ رَبُّنَا تَبَارَكَ وَتَعَالَى كُلَّ لَيْلَةٍ إِلَى
السَّمَاءِ الدُّنْيَا حِينَ يَبْقَى ثُلُثُ
اللَّيْلِ الآخِرُ يَقُولُ مَنْ يَدْعُونِى فَأَسْتَجِيبَ لَهُ مَنْ يَسْأَلُنِى فَأُعْطِيَهُ مَنْ يَسْتَغْفِرُنِى فَأَغْفِرَ لَهُ
صحيح البخاري: 1145
«(С
наступлением последней трети) каждой ночи Всеблагой и Всевышний Господь
наш нисходит к нижнему небу, говоря: “Кто станет обращаться ко Мне с
мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь),
чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я
простил его?”» Аль-Бухари (1145) и Муслим (785).
Ад-Дарими сказал:
والآثار
التي جاءت عن رسول الله صلى الله عليه وسلم في نزول الرب تبارك وتعالى تدل
على أن الله عز وجل فوق السماوات على عرشه بائن من خلقه
«Предания, которые пришли от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах
и приветствует, относительно нисхождения Господа, указывают на то, что
Аллах свыше небес, над Своим Троном[1], отделен от Своих творений (не
смешивается с творениями и не соприкасается)». («Ар-Родд ‘аля
аль-Джахмия», стр. 73)
[1] Али ибн Абу Талиб сказал:
إن الله تعالى خلق العرش إظهارًا لقدرته لا مكانا لذاته
«Поистине Всевышний Аллах создал Трон, проявляя Свое могущество, а не местом для Себя» («аль-Фиракбайна аль-Фирак», стр. 333).