Имам Абу Юсуф в своей книге "Китабуль-харадж" в главе "Относиться к
ахлюль-харбу так же как они" передает с иснадом следующее предание
مُعَاملَة أهل الْحَرْب بِالْمثلِ
قَالَ: وَحَدَّثَنَا عَاصِمُ بْنُ سُلَيْمَانَ عَنِ الْحَسَنِ قَالَ:
كَتَبَ أَبُو مُوسَى الْأَشْعَرِيّ إِلَى عمرابْن الْخَطَّابِ "أَنَّ
تُجَّارًا مِنْ قِبَلِنَا مِنَ الْمُسْلِمِينَ يَأْتُونَ أَرْضَ الْحَرْبِ
فَيَأْخُذُونَ مِنْهُمُ الْعُشْرَ"، قَالَ فَكَتَبَ إِلَيْهِ عُمَرُ: "خُذْ
أَنْتَ مِنْهُمْ كَمَا يَأْخُذُونَ مِنْ تُجَّارِ الْمُسْلِمِينَ
Относиться к ахлюль-харбу (людям даруль-харба) так же как они.
Сказал:
Нам рассказал Асъим ибн Сулейман со слов аль-Хасана, как он сказал: Абу
Муса аль-Ашъари написал Умару ибн аль-Хаттабу (письмо): "Мусульманские
купцы с нашей стороны входят в земли харба (для коммерческой
деятельности), а те с них взимают десятинный налог (налог в размере
одной десятой от товара или прибыли). Умар написал ему в ответном
письме: "Тогда и ты бери с них такой же (налог) какой они берут с
мусульманских купцов (коммерсантов, предпринимателей)".
(Абу Юсуф, Китабуль-харадж, стр 149).
Обращаем внимание что речь идет не о просто кафирах, а о кафирах даруль-харба.
Причина почему не посчиталось это запретным или куфром состоит в том,
что это земли, которые принадлежат кафирам, то есть их имущество,
поэтому у них есть определенное право распоряжаться (в определенных
рамках) над ним. И если они предоставили свое имущество нам в
пользование, то вполне естественно что могут потребовать плату за
использование своего имущества. Ведь если бы они не предоставили доступ,
мы бы не смогли торговать и получать прибыль.
Это одновременно и
опровержение тем, кто отрицает за кафирами харби наличие имущественного
права и права определенного распоряжения. Если бы у них не было бы
такого права, то было бы запрещенным им платить за это по своей воле.
Умар бы просто отозвал мусульманских купцов и все.
То есть сам
налог по себе не есть куфр. Он может быть запретным или куфром из-за
дополнительных причин. Например если кафиры навязывают тебе при этом
какие-нибудь куфры, или какой-нибудь куфрский смысл. Тогда платить без
опровержения этого смысла нельзя.
Некоторые путают эту тему: "Выплату кафирам за пользование их
имуществом", с темой связанной с откупом мусульман от кафиров, за
сохранность жизни, имущества и не пленения мусульман. Но в первой теме
речь идет о распоряжении кафирами над своим имуществом, а во второй теме
в нависшей непосредственно-реальной угрозе над мусульманами от кафиров и
возможного избежания этого, путём откупа. Ниже ссылка на вторую тему
(которую путают с этой):
Откуп мусульман от кафиров в зависимости от разного положения