Истинная покорность истине - подобна покорности раба к господину

Принятие, удовлетворение, подчинение, следование истине, придавать ей важность, чтобы истина была превыше низменных пристрастий, и не противодействие истине независимо как и откуда она пришла.

Всевышний и Всезнающий Аллах сказал: «Они поклоняются вместо Аллаха тому, о чем Он не ниспослал никакой власти (довода)» (аль-Хадж,22 71). Всевышний Аллах также сказал: «Мы послали Мусу с Нашими знамениями и ясной властью (доказательством)» (Гъафир 40:23).

Ибн аль-Къайим сказал: “Всевышний Аллах назвал довод, доказательство «властью», поскольку довод дает власть и силу ее обладателю, и посредством власти довода он берет верх над невежественными людьми. Власть знания величественней и сильней, чем власть руки, ибо доводом можно достичь того, чего нельзя достичь с помощью силы. И власть довода управляет сердцами, тогда как власть руки управляет лишь телами”. См. “Мифтаху дари-сса’ада” 1/244.

Имам ибн Къайим, да помилует его Аллах, разъясняет слова имама аль-Харави, да помилует его Аллах, о скромности говорит: Что скромность - это когда раб проявляет смирение перед натиском истины. Т.е. у истины есть власть, человек подчиняется власти истины, покоряется ей, идет за ней, входит в рабство истины, становится рабом истины, так, что истина распоряжается им, как хозяин распоряжается своим рабом. Именно тогда человек приобретает это свойство, это качество скромности. И поэтому пророк, да благослови его Аллах и приветствует, давая характеристику высокомерию, сказал, что – это отвержение истины и презрении к людям. Отвержение истины, т.е. человек не принимает ее, отрицает ее, отталкивает ее, отражает ее, как отражают преступника, который нападает, вот так же и он отражает истину и презирает людей. А раз он презирает их, значит, он и не соблюдает и отвергает и не признает их права (хакъ), он отвергает хакъ – истину и он отвергает права людей, не считается с ними. Противоположно этому скромность, тот человек, которым истина распоряжается, как пожелает, он в рабстве у истины. И когда тот, кто прав, тот, кто имеет права и обладает правом, что-то говорит, если человек обладает правом на что-либо и на стороне которого истина, он имеет права говорить и на его стороне здесь перевес, на его стороне власть. Но высокомерные души, они не могут признать чью-то власть, кроме своей власти, которая из его нафса исходит, особенно лживые души, поэтому он отвечает собственным натиском. Наоборот скромность, суть ее в том, что раб, он подчиняется власти истины, идет за этой истиной, не противопоставляет свой напор со своей стороны. (Мадаридж ас-Саликин).