Откуп мусульман от кафиров в зависимости от разного положения

 Если в прошлой теме речь шла об оплате кафирам за пользование их имуществом, то в данной теме речь идет о выплате кафирам в нависшей непосредственно-реальной угрозе над мусульманами от кафиров и возможного избежания этого, путём откупа. Откупа за сохранности жизни, имущества и не пленения мусульман. А так же можно уяснить, что в разных положениях - разное решение об откупе. В некоторых случаях он запрещен, на что указал имам Ахмад и Шафии (смотрим ниже), а в некоторых изменились положения мест и обстоятельств, событий и условий, и хукм (решение) его тоже поменялся.

Абу Хурайра рассказывал: «Во время Хандакъа пришел к пророку (да благословит его Аллах и приветствует) аль-Харис аль-Гъатафани и сказал: «О Мухаммад! Дай нам половину фиников Мадины (для того, чтобы мы увели своих людей)». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я посоветуюсь с Са’дами», и он послал за Са’дом ибн Му’азам, Са’дом ибн ’Убадой, Са’дом ибн Раби’ом, Са’дом ибн Хайсамой и Са’дом ибн Мас’удом, и сказал: «Поистине, мне стало известно, что арабы двинулись на вас одним войском, и аль-Харис просит вас заплатить ему половину фиников Медины!» Они сказали: «О посланник Аллаха, если это откровение с небес, то мы повинуемся, а если ты это делаешь ради нас, то мы в этом не нуждаемся. Когда и мы, и эти люди были мушриками, они и не мечтали даже съесть один наш финик, если мы только не предлагали его в качестве угощения для гостя или же они не покупали этот финик. Так неужели же после того, как Аллах даровал нам Ислам и привел нас к нему, и дал нам силу благодаря тебе, мы отдадим им наше имущество?! Уа-Ллахи они получат лишь наши мечи», и пророк (да благословит его Аллах и приветствует), увидев их решительность, сказал: «Вы правы!» (ат-Табарани 5409, Абу Я’ля 2/331).

Имам Ибн Къудама по поводу перемирия с кафирами и выплаты им дани, чтобы уберечь себя от них, сказал: «Что же касается имущества, которое дается кафирам, если оно в их интересах и идет в их пользу, то мнение имама Ахмада, что это запрещено, и это также мазхаб аш-Шафи’и, поскольку в этом унижение для мусульман. Однако это относится к тому времени, когда в этом нет необходимости. Когда же к этому побуждает необходимость и правитель боится за мусульман, их гибели или же пленения, то разрешается им платить, так же, как дозволяется выкупать себя пленнику, даже если в этом есть унижение. Это становится дозволенным для предотвращения большого унижения, как убийства, пленение мусульман или же их детей, которых затем приведут к куфру». Затем Ибн Къудама упомянул о предложении пророка, да благословит его Аллаха и приветствует, заплатить половину фиников аль-Харису аль-Гъатафаний для того, чтобы он увел свое войско, и сказал: «И если бы не было дозволенно во время слабости платить кафирам, то пророк, да благословит его Аллаха и приветствует, не предложил бы им это». («аль-Мугъни» 13/156-157).

Имам аш-Шайбани после слов имамов сказал: «Если мусульмане опасаются многобожников и просят прекращение вражды, а многобожники отказываются, кроме как при выплате им денег, то нет в этом проблем, ибо это является необходимостью». («Шарх ас-Сияр аль-кабир» 1689).

Имам аш-Шафи’и сказал: «Нет блага в том, чтобы мусульмане платили кафирам для того, что бы они оставили их, ибо смерть для мусульман – шахада, и Ислам величественней, нежели платить мушрикам, чтобы они не сражались. Однако, если мусульмане опасаются, что они будут уничтожены по причине их малочисленности и многочисленности врагов, то тогда нет проблем в том, чтобы заплатить им что-либо для того, что бы избавиться от них, ибо это из числа исключений. В таком положении дозволенно то, что недозволенно в других обстоятельствах. Это подобно выкупу пленного мусульманина, которого не возможно освободить, кроме как с помощью выкупа. При подобном положении в этом нет проблем, поскольку пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выкупил двух мусульман, за одного многобожника». («аль-Умм» 4/199).

Имам аль-Ауза’и сказал: «Не следует платить кафирам, кроме как при необходимости, как постоянная озабоченность мусульман сражениями с врагом, или же смута, которая охватила мусульман. В подобных случаях – это дозволенно!» («аль-Аусат» 11/335).

Имам ат-Табари рассказывал: «Когда наступил 70 год хиджры, римляне восстали и двинулись войском на мусульман Шама. И тогда халиф Абдуль-Малик ибн Маруан заключил перемирие с правителем римлян, с условием, что он будет платить ему 1000 динаров каждую пятницу, опасаясь за мусульман». («ат-Тарих» 6/150).

Уплата (налог) кафирам за пользование их имуществом