Если в прошлой теме
речь шла об оплате кафирам за пользование их имуществом, то в данной теме речь идет о выплате кафирам в нависшей
непосредственно-реальной угрозе над мусульманами от кафиров и возможного
избежания этого, путём откупа. Откупа за сохранности жизни, имущества и
не пленения мусульман. А так же можно уяснить, что в разных положениях - разное решение об
откупе. В некоторых случаях он запрещен, на что указал имам Ахмад и
Шафии (смотрим ниже), а в некоторых изменились положения мест и
обстоятельств, событий и условий, и хукм (решение) его тоже поменялся.
Абу Хурайра рассказывал: «Во время Хандакъа пришел к пророку (да
благословит его Аллах и приветствует) аль-Харис аль-Гъатафани и сказал:
«О Мухаммад! Дай нам половину фиников Мадины (для того, чтобы мы увели
своих людей)». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Я посоветуюсь с Са’дами», и он послал за Са’дом ибн Му’азам, Са’дом ибн
’Убадой, Са’дом ибн Раби’ом, Са’дом ибн Хайсамой и Са’дом ибн Мас’удом,
и сказал: «Поистине, мне стало известно, что арабы двинулись на вас
одним войском, и аль-Харис просит вас заплатить ему половину фиников
Медины!» Они сказали: «О посланник Аллаха, если это откровение с небес,
то мы повинуемся, а если ты это делаешь ради нас, то мы в этом не
нуждаемся. Когда и мы, и эти люди были мушриками, они и не мечтали даже
съесть один наш финик, если мы только не предлагали его в качестве
угощения для гостя или же они не покупали этот финик. Так неужели же
после того, как Аллах даровал нам Ислам и привел нас к нему, и дал нам
силу благодаря тебе, мы отдадим им наше имущество?! Уа-Ллахи они получат
лишь наши мечи», и пророк (да благословит его Аллах и приветствует),
увидев их решительность, сказал: «Вы правы!» (ат-Табарани 5409, Абу Я’ля
2/331).
Имам Ибн Къудама по поводу перемирия с кафирами и выплаты
им дани, чтобы уберечь себя от них, сказал: «Что же касается имущества,
которое дается кафирам, если оно в их интересах и идет в их пользу, то
мнение имама Ахмада, что это запрещено, и это также мазхаб аш-Шафи’и,
поскольку в этом унижение для мусульман. Однако это относится к тому
времени, когда в этом нет необходимости. Когда же к этому побуждает
необходимость и правитель боится за мусульман, их гибели или же
пленения, то разрешается им платить, так же, как дозволяется выкупать
себя пленнику, даже если в этом есть унижение. Это становится
дозволенным для предотвращения большого унижения, как убийства, пленение
мусульман или же их детей, которых затем приведут к куфру». Затем Ибн
Къудама упомянул о предложении пророка, да благословит его Аллаха и
приветствует, заплатить половину фиников аль-Харису аль-Гъатафаний для
того, чтобы он увел свое войско, и сказал: «И если бы не было дозволенно
во время слабости платить кафирам, то пророк, да благословит его Аллаха
и приветствует, не предложил бы им это». («аль-Мугъни» 13/156-157).
Имам
аш-Шайбани после слов имамов сказал: «Если мусульмане опасаются
многобожников и просят прекращение вражды, а многобожники отказываются,
кроме как при выплате им денег, то нет в этом проблем, ибо это является
необходимостью». («Шарх ас-Сияр аль-кабир» 1689).
Имам аш-Шафи’и
сказал: «Нет блага в том, чтобы мусульмане платили кафирам для того, что
бы они оставили их, ибо смерть для мусульман – шахада, и Ислам
величественней, нежели платить мушрикам, чтобы они не сражались. Однако,
если мусульмане опасаются, что они будут уничтожены по причине их
малочисленности и многочисленности врагов, то тогда нет проблем в том,
чтобы заплатить им что-либо для того, что бы избавиться от них, ибо это
из числа исключений. В таком положении дозволенно то, что недозволенно в
других обстоятельствах. Это подобно выкупу пленного мусульманина,
которого не возможно освободить, кроме как с помощью выкупа. При
подобном положении в этом нет проблем, поскольку пророк (да благословит
его Аллах и приветствует) выкупил двух мусульман, за одного
многобожника». («аль-Умм» 4/199).
Имам аль-Ауза’и сказал: «Не
следует платить кафирам, кроме как при необходимости, как постоянная
озабоченность мусульман сражениями с врагом, или же смута, которая
охватила мусульман. В подобных случаях – это дозволенно!» («аль-Аусат»
11/335).
Имам ат-Табари рассказывал: «Когда наступил 70 год
хиджры, римляне восстали и двинулись войском на мусульман Шама. И тогда
халиф Абдуль-Малик ибн Маруан заключил перемирие с правителем римлян, с
условием, что он будет платить ему 1000 динаров каждую пятницу, опасаясь
за мусульман». («ат-Тарих» 6/150).
Уплата (налог) кафирам за пользование их имуществом