Предание о пантеистах-хулюльщиках.
Доказательство четвертое: Предание о пантеистах-хулюльщиках*1.
*1 Хулюлизм - одна из пантеистических концепций. В обыкновенном пантеизме божественная природа причисляется к каждой вещи. В учении хулюлизма же божественность каждой вещи необязательна. По их представлениям Бог по своему усмотрению может входить, воплощаться в одно из творений (а не во все, как в обыкновенном пантеизме). Так, христиане говорят, что Бог вошел в плоть Иисуса.
Ацтеки веруют в то, что раз в год Аллах выбирает одного человека, сниспускается и входит него; таким образом этот человек как бы представляет в тот момент Аллаха. Пока Аллах в нем, они поклоняются этому человеку; затем по их поверьям Аллах покидает тело того человека для того, чтобы на следующий раз избрать другого и войти в него.
Того человека (прежнее божество), из которого Аллах уже якобы вышел, ацтеки убивают.
Так вот упомянутые в предании хулюльщики считают, что Аллах пожелал войти в плоть Али, поэтому Али они представляют как Аллаха и поэтому поклоняются ему.
Бухари передает от Икримы следующее:
" Али собрал еретиков и предал огню. Когда это дошло до Ибн Аббаса, он сказал: "На его месте я бы не сжигал их, так как я слышал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил это и сказал: " Не мучайте мучением Аллаха (таким мучением, которое Аллах избрал для того, чтобы мучить людей на том свете) ".
Я бы их просто предал смерти, согласно словам посланника Аллаха (с.а.в.): " Убивайте тех, кто изменит свою религию ". ( Сахих Бухари, Глава о юридических нормах, применяемых к вероотступникам и призыв их к покаянию ).
Эти люди утверждали божественную природу Али. Когда это дошло до Али, он их сразу сжег. Ибн Аббас присоединился к Али в том вопросе, что их необходимо убить, он разошёлся лишь в вопросе способа умерщвления. Так вот, в предании не упоминается то, чтобы Али считал их невежество оправданием, и что прежде чем предавать их огню, предоставил бы им доводы и устранил бы их сомнения. Наоборот, Али применил им юридическую норму вероотступничества только из-за того, что своими действиями они нарушили свой таухид.
Правда некоторые могут возразить, что в некоторых преданиях передается, что Али предоставил им доводы, говоря следующие слова: " Я такой же раб, как и вы, употребляю пищу как и вы ... ". Но это не так. На самом деле он посчитал их вероотступниками еще до того как произнес эти слова. А слова эти - ничто иное как приглашение к покаянию, которое нужно делать ко всем вероотступникам. Одним из доказательств этого является тот факт, что Бухари привел это предание в главе "О юридических нормах, применяемых к вероотступникам и призыв их к покаянию". В других сборниках, например таких как "Найлюль-Аутар Шарху Мунтакаль-Ахбар", это предание также приводится в главе об умертвлении вероотступников.
Шаукани по поводу этого хадиса сказал следующее:
"Этот хадис доказывает то, что вероотступников можно убивать, не призывая их к покаянию. Хотя в некоторых параллельных версиях этого хадиса передается, что Али призвал их к покаянию. Ибн Хаджар приводит предание от Абдуллаха бин Шарик'а, а тот от своего отца:
" Али было сказано: "Тут у дверей масджида есть люди, которые утверждают, что ты их господь". Али позвал их к себе и сказал:
- Горе вам, что вы мелите.
Они ответили:
- Ты наш господь, творец и кормитель.
Али сказал:
- Горе вам! Ведь я только раб, такой же как и вы. Ем как и вы, пью как и вы..
" Хафизъ сказал, что цепочка предания достоверна." ( Найлюль-Аутар, 9/57 ).
Эти выражения ученых показывают то, что призыв к покаянию совершается по той причине, что они стали вероотступниками. Призыв к покаянию же не есть предоставление доказательств. Ведь они стали вероотступниками по незнанию и естественно, что прежде чем их убивать их призывают покаяться.
Ибн Хаджар передает от имама ат-Тахауи следующее:
"Эти ученые считают, что юридическая норма, применяемая к вероотступникам такая же как и норма, применяемая к харби (воюющим против муслимов) неверным, до которых дошел исламский призыв. Несомненно, что с ними (вероотступниками) можно сражаться и без призыва, но если вероотступники вышли из Ислама по незнанию, то прежде чем с ними воевать, можно пригласить их к покаянию. Что касается тех, кто стал вероотступником сознательно, то их призывать к покаянию не надо." Далее имам Тахауи передает, что Абу Юсуф присоединился к ним (тем ученым) в этом вопросе, но добавил, что если сознательный вероотступник покается сам, то война с ним прекращается, а внутреннее его состояние оставляют Аллаху. ( Фатх аль-Бари, 12/281 ) Эти слова ученых показывают, что если человек выходит из Ислама по незнанию, то он считается вероотступником, но прежде чем подвергать его смерти, его следует призвать к покаянию.
Вернемся к преданию о хулюльщиках.
По этому поводу судья Иядъ сказал следующее:
Несомненно, что Али предал огню тех, кто утверждал его божественность.
Абдуль-Малик бин Марван тоже казнил Хариса аль-Мутанабби через повешение.
Многие халифы и правители сделали тоже самое и все ученые-современники тех правителей проявили единогласие, одобрив эти акты умерщвления.
Более того, любой, кто не согласится с тем, что они неверные, сам станет неверным.
( Шифа би Шархи Нураддин аль-Кари, 5/472-473 )
Ибн Таймия сказал:
Что касается второго вида, то это утверждают хулюльщики, вроде христиан, которые считают, что Аллах может входить в определенных людей или соединяться с ними. Так например, христиане это утверждают относительно Иисуса. Крайние группы утверждают это относительно Али и других некоторых людей из Ахлюль-Байта...
По единому мнению всех мусульман это является неверием и внешне и внутренне. Кто станет муслимом и узнает их взгляды, а затем станет сомневаться в их неверии, тот станет таким же неверным как и те (хулюльщики). Это подобно тому, что если кто-нибудь усомниться в неверии иудеев, христиан или (других) мушриков, тот становится неверным.
( Маджмуьуль-Фатауа, 2/367-368 )
Это были цитаты салафов, начиная с сахабов, относительно тех, кто нарушил свой таухид. Они стали неверными и вероотступниками по той причине, что нарушили одну из основ религии. Знание о том, что они неверные относится к обязательному знанию основ религии. Поэтому, кто не вынесет им такфир после того, как узнает их взгляды, сам станет неверным ( то есть, если те люди будут скрывать свои взгляды, и тот не зная их истинные убеждения, не вынесет им такфир, тот не станет неверным, ибо муслимы судят, опираясь на внешний вид. То, что они скрывает в сердце, муслимы оставляют Аллаху и Аллах на том свете подвергнет их еще более сильному наказанию за их двуличие).
Взято из книги: "Незнание в исламском праве".